КОМАНДА
Наталья Соколова
педиатр-реабилитолог
психолог
специалист ранней помощи

Образование
Специальная психология (бакалавриат)
Психологическое консультирование (магистратура)
С 2015 года работаю с детьми с ОВЗ

Профессиональные интересы
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС
Элементы сенсорной интеграции, арт-терапии, АВА-терапии
Хочу поделиться одним потрясением, произошедшим со мной в работе с ребёнком с аутизмом. Я начинала работать в группе, выходила тьютором к одному ребенку. В то же время девочка - Рита, и её тьютор отрабатывали обращение к человеку по имени. В течении дня Рита, если ей что-то понадобилось, должна была обращаться с просьбой к разным людям, которые могли ей дать - попить, игрушку, мыльные пузыри, пазл, обнять, поиграть в "догонялки"... Рита легко запоминала имена взрослых, и точно знала, кого как зовут. Но сложность состояла в том, что она никак это не использовала. Она звала по имени того, кто был с ней рядом в течении дня - своего тьютора, а других взрослых не воспринимала.
Сначала её учили (с вербальными, физическими подсказками) показывая на меня звать: "- Арина! Дай мне..". Всегда имя произносил тьютор. Подсказки сделали реже и беднее. Рита достигла того, что могла посмотреть мне в глаза и сказать, например: "дай мне печенье". Но спонтанно обратиться по имени (без подсказки) - нет.
Прошло несколько месяцев. Утро, в группе наступило время "отдыха" - между занятиями ребёнок может выбрать ту деятельность, которую предпочитает. Рита стала бегать по кругу с застывшим лицом - такой у неё сложился стереотип. Она могла это делать 5, 10, 15, 30 минут. Не бесцельно - потому что повторение стереотипа и есть цель поведения, что характерно для многих деток с РАС. Обычно, чтобы расширить поведенческий репертуар Риты, взрослый включался в бег по кругу, и трансформиловал в игру "догонялки". Девочке это нравилось, она смеялась и наслаждалась игрой. В этот раз таким взрослым была я. Рита "убегала", а я "догоняла". В один момент я встала, игра прекратилась. Рита пробежала ещё немного и увидела, что её никто не догоняет. Тогда она остановилась рядом со мной, и сказала: "Арина, догоняй!". Для меня это был очень трогательный и волнительный момент. Ребёнок, который меня игнорировал, смотрел как бы сквозь, не инициировал контакт, не обращался с просьбами, вдруг сам позвал впервые по имени - и я остро ощутила - вот для чего мы работаем. Для того, чтобы помочь ребенку научиться делать что-то, чего он не умел, то, что поможет ему достичь желаемого. Понимание необходимости и важности этой работы не покидает
Арина Сурнина, специальный психолог
Made on
Tilda